В начало

 

Материалы

 

Координаты

 

Карта сайта

 

Ресурсы

 

Архив

  Проекты:
  «У Аршинова»
 


журнал "Философские науки"

 


«
Русский Давос»

 

Курсы PR

  Выставка картин Арсения Лапина
   Российские династии
  Танатотерапия


 
Взгляд на начало кавказских проблем
 
 
Наивным россиянам, полагающим, что изрядно надоевший "кавказский вопрос" – явление исключительно временное, следует тщательно подготовиться к культурному походу на выставку "Меж гор и гребней. Северный Кавказ в истории России", которая недавно открылась в залах Государственного Исторического музея. Экспозиция выставки, посвященная XIX в., наглядно демонстрирует печальный факт – кавказская проблема терзает Россию уже полтора столетия.

Русский офицер Ф.Торнау, отбывавший службу на Кавказе в начале XIX в., оставил потомкам любопытную историю: "Генерал Раевский, командовавший в то время Черноморской Береговой линией, усиливаясь объяснить им право, по которому Россия требовала от них повиновения, сказал однажды шапсугским старшинам, приехавшим спросить его, по какому поводу идет он на них войной: "Султан отдал вас в пешь-кешь (пешкеш – перс. "подарок"), подарил вас русскому царю". "А! Теперь понимаю, – отвечал шапсуг и показал ему птичку, сидевшую на ближайшем дереве. – Генерал, дарю тебе эту птичку, возьми ее!" Этим кончились переговоры. Очевидно было, что при таком стремлении к независимости одна сила могла переломить упорство черкесов".

Эта история, весьма актуальная и в наши дни, доходчиво раскрывает суть российско-кавказских отношений в позапрошлом веке. С того момента, как земли Северного Кавказа были отвоеваны у Турции и закреплены за Россией, жизнь местного многонационального населения чрезвычайно осложнилась. Из добрых соседей русские превратились в злобных колонизаторов, безуспешно пытавшихся по дчинить "диких" горцев суровым законам своего государства.

Первое время российские чиновники искренне пытались наладить отношения мирным путем. Только вот пути избирались весьма экзотические: опытные эксперты предлагали соблазнять коварных дикарей роскошью и пьянством или же, на худой конец, музыкой. Последний проект, начинавшийся словами: "В глубокой древности уже было известно, что музыка, производя приятное впечатление на слух, смягчает человеческие нравы", был написан каким-то коллежским советником из Петербурга. Как и многие авторы подобных опусов, он ни разу не бывал на Кавказе и уж тем более в среде горцев.

В конце концов, осваивать новые территории пришлось солдатам и офицерам. Впрочем, среди них попадались и вполне приличные люди. На Кавказе служили Лермонтов, Лев Толстой и Бестужев-Марлинский, а также другие, не столь выдающие личности, оставившие свои воспоминания об этом крае.

Однако романтические истории о восточных красавицах и хитрых контрабандистах весьма далеки от реальных воспоминаний о жизни и быте российских солдат на Кавказе. "Здесь нечего есть, в самом точном значении этого слова. Бить быков, которых очень здесь мало, летом нельзя, портится мясо, а куры дороже, чем в Москве невесты. Питаются поневоле солониной да изредка рыбой: но как последняя в здешнем климате верный проводник лихорадок, есть ее опасно, – писал Бестужев-Марлинский. – В Геленджике, кроме сухарей и солдатского сукна, ничего найти нельзя, а между тем Геленджик считается лучшим местом от Анапы до редута Св. Николая, и в самом деле, сравнительно говоря, это правда".

И все же, несмотря на упорное сопротивление горцев, мирное население приграничных районов налаживало собственную жизнь. А к началу XX столетия у российских управленческих структур на Кавказе, сумевших приспособиться к обычаям горцев, имелась большая практика проведения национальной политики и религиозной веротерпимости.

Стремясь получить как можно более полную и объективную картину русско-кавказских отношений в XIX в., кураторы выставки старались показать точку зрения всех участников тех событий: русских офицеров и солдат, представителей русской творческой интеллигенции, а также местных жителей – горцев и казаков.

Поэтому помимо униформы и наград российских офицеров в экспозицию включены всевозможные национальные костюмы, бытовая утварь и оружие горцев, а также личные вещи выдающихся чиновников, местных предпринимателей, общественных деятелей, педагогов, представителей науки, литературы и искусства всех народов Кавказа. Любители достоверных и правдивых источников найдут на выставке уникальные документы и нумизматические редкости. Гвоздем программы считаются увлекательные этнографические комплексы: интерьер традиционного кавказского дома, вид аула с мастерскими медника, оружейника и седельщика, а также настоящая "восточная" или курительная комната (кавказское оружие, кальяны, ковры) из интерьера российской дворянской усадьбы.

Анна ЛИНДБЕРГ, 16 ноября, 07:06

 

© РПРИ Поддержка сайта Ромм Михаил Наумович

 
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
km
Каталог Ресурсов Интернет
rambler Rambler's Top100
Fair.ru Ярмарка сайтов

 
Компания
"Арт-реклама"
Поддержка сайта